Интеллектуальная собственность и бизнес

 

 Все активы предприятия могут быть разделены на материальные активы - такие как здания, оборудование, финансовые активы, и нематериальные - интеллектуальный капитал, ноу-хау, бренды, изобретения и другие нематериальные плоды творческой и инновационной деятельности компании. Традиционно материальные активы несут ответственность за основную часть стоимости компании, и считалось, что в значительной степени определяют конкурентоспособность предприятия на рынке. В последнее время ситуация значительно изменилась. Все чаще, с развитием технического прогресса, революции в области информационных технологий, роста сектора услуг, компании осознают, что нематериальные активы приобретают большую стоимость, чем материальные активы.

       Большие склады и фабрики все чаще и чаще заменяются мощным программным обеспечением и инновационными идеями в качестве основного ресурса для растущего дохода у большинства предприятий в мире. И даже в тех секторах, где традиционные методы производства остаются доминирующими, постоянные инновации и бесконечный творческий потенциал становятся ключом к большей конкурентоспособности в жестких условиях конкуренции, будь то внутренние или международные рынки. Поэтому нематериальные активы занимают центральное место и компании должны стремиться к наилучшему использованию их нематериальных активов.

       Один из важнейших способов защиты нематериальных активов - это получение юридической защиты объектов интеллектуальной собственности, приобретение исключительных прав. Исключительные права могут быть приобретены на следующие категории нематериальных активов:

  • Инновационные продукты и процессы (путем получения патентов на изобретения и полезные модели);
  • Культурные, художественные, литературные произведения, программы для компьютерного обеспечения и обработки данных (институт защиты авторских и смежных прав);
  • Товарные знаки, коллективные товарные знаки, наименования мест происхождения товаров;
  • Творчески проекты, включая текстильный дизайн, промышленный дизайн (с помощью получения прав на промышленные образцы);
  • Отличительные средства индивидуализации (главным образом через защиту товарных знаков, элементов фирменного стиля, коллективных товарных знаков, в некоторых случая географические наименования мест происхождения товаров);
  • Секреты производства;
  • Микросхемы (с помощью предоставления охраны топологиям интегральных микросхем, институт авторского права и смежных прав);