Фирменное наименование и товарный знак
В деятельности любой организации важную роль играет его название: оно является главным характерным признаком компании и позволяет отличить ее от предприятий-конкурентов. При этом различают имя самой компании и название, которое размещается на производимых ею товарах или под которым предприятие оказывает услуги.
Эти два средства индивидуализации являются двумя разными объектами интеллектуальной собственности и несут разные функции: фирменное наименование обозначает саму организацию, а товарный знак – производимую ею продукцию или предоставляемые услуги.
Отличия фирменного наименования и товарного знака
С целью удобства основные различия названия фирмы и торговой марки приведены в формате таблицы.
Параметры сравнения |
Фирменное наименование |
Товарный знак |
Определение согласно ГК РФ | Ст. 1473: Фирменное наименование – обозначение, под которым юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте. | Ст. 1477: Товарный знак – обозначение, которое используется для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. |
Правообладатель | Юридическое лицо | Юридическое лицо и индивидуальные предприниматели |
Вид обозначения | Указание на организационно-правовую форму организации и ее имя. Например: ООО «УК «Галерея Архитектор» | Слово, словосочетание, изображение, голограмма, объемный предмет, звук, запах, цвет, цветовое сочетание и т.д. Например: |
Способы использования | В гражданском обороте, в ЕГРЮЛ, на вывесках, продукции, в договорах, счетах и иных официальных документах, на рекламных материалах, на сайтах в сети Интернет. | На товарах, этикетках, упаковках, вывесках на товарах, на вывесках, в рекламных объявлениях, сети Интернет, различных объявлениях. |
Регистрация | Регистрация юр. лица и включение в ЕГРЮЛ. | Государственная регистрация в Роспатенте. |
Возникновение исключительного права | В момент включения юр. лица в ЕГРЮЛ. | В момент получения свидетельства в Роспатенте. |
Срок функционирования исключительного права | До момента ликвидации юр. лица или изменения имени. | 10 лет, считая с даты подачи заявки на регистрацию в Роспатент с возможностью продления на 10 лет неограниченное количество раз. |
Территория функционирования исключительного права | Российская Федерация | Российская Федерация |
Распоряжение исключительным правом | Не допускается. | Отчуждение, передача права. |
Использование товарного знака в фирменном наименовании
При этом, название фирмы и торговая марка тесно связаны. Зачастую имя компании или ее отдельные элементы регистрируются в качестве торговой марки.
ООО «СЕНКРУС» |
ООО «СкайДНС» |
ООО «АлеВи» |
ООО «Арт-Класс» |
ООО «Арт Паула» |
АО «ИКМЗ» |
Фирменное наименование против товарного знака
Стоит отметить, что согласно статье 1474 ГК РФ нельзя зарегистрировать обозначение в качестве названия фирмы, если уже существует организация, ведущая аналогичную деятельность, с точно таким же или крайне похожим именем. Аналогичное требование предъявляется в пункте 6 статьи 1483 того же Кодекса и к торговым маркам, которые используются для индивидуализации одинаковой продукции или услуг. Пункт 8 вышеупомянутой статьи также запрещает регистрацию обозначений, которые частью или полностью воспроизводят фирменное наименование компании, появившейся еще до подачи заявки на товарный знак. При этом, в статье 1484 сказано, что никто не вправе использовать зарегистрированную торговую марку без дозволения правообладателя, из этого следует, что и регистрация идентичного названия в качестве наименования фирмы также невозможна.
Регистрация товарного знака и фирменного наименования
Регистрация данных средств индивидуализации также происходит разными путями. Исключительное право на название фирмы возникает вместе с внесением организации в ЕГРЮЛ и дополнительного оформления не требует.
Торговая марка же регистрируется в Роспатенте, процесс состоит из нескольких этапов:
- Убедиться в возможности оформления прав на название и/или логотип. Причины, по котором оформление прав может оказаться невозможным, перечислены в статье 1483 ГК РФ, среди них – указание на вид продукта или услуги, несоответствие нормам морали и гуманности, наличие идентичной или похожей зарегистрированной торговой марки и другие.
- Заполнить заявление, указав данные о заявителе и приложив изображение торговой марки, а также список товаров или услуг, для которых она используется. Существует специальная классификация (МКТУ), в которой все возможными позиции распределены по группам, например, музыкальные инструменты сосредоточены в одном классе, продукты питания – в другом, услуги строительства – в третьем и т.д.
- Подать заявление в Роспатент лично, почтой или через электронные сервисы.
- Оплатить государственную пошлину.
- Ожидать результатов экспертизы.
- После вынесения решения о выдаче свидетельства оплатить еще одну пошлину и получить свидетельство.
Компания IP-GROUP занимается оформлением прав на торговые марки уже 10 лет, в штате имеются два патентных поверенных по товарным знакам, поэтому клиенты могут безбоязненно довериться в этом вопросе профессионалам своего дела.