Фирменное наименование и товарный знак

В деятельности любой организации важную роль играет его название: оно является главным характерным признаком компании и позволяет отличить ее от предприятий-конкурентов. При этом различают имя самой компании и название, которое размещается на производимых ею товарах или под которым предприятие оказывает услуги.

Эти два средства индивидуализации являются двумя разными объектами интеллектуальной собственности и несут разные функции: фирменное наименование обозначает саму организацию, а товарный знак – производимую ею продукцию или предоставляемые услуги.

Отличия фирменного наименования и товарного знака

С целью удобства основные различия названия фирмы и торговой марки приведены в формате таблицы.

Параметры сравнения

Фирменное наименование

Товарный знак

Определение согласно ГК РФ Ст. 1473: Фирменное наименование – обозначение, под которым юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте. Ст. 1477: Товарный знак – обозначение, которое используется для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Правообладатель Юридическое лицо Юридическое лицо и индивидуальные предприниматели
Вид обозначения Указание на организационно-правовую форму организации и ее имя. Например: ООО «УК «Галерея Архитектор» Слово, словосочетание, изображение, голограмма, объемный предмет, звук, запах, цвет, цветовое сочетание и т.д. Например:
Способы использования В гражданском обороте, в ЕГРЮЛ, на вывесках, продукции, в договорах, счетах и иных официальных документах, на рекламных материалах, на сайтах в сети Интернет. На товарах, этикетках, упаковках, вывесках на товарах, на вывесках, в рекламных объявлениях, сети Интернет, различных объявлениях.
Регистрация Регистрация юр. лица и включение в ЕГРЮЛ. Государственная регистрация в Роспатенте.
Возникновение исключительного права В момент включения юр. лица в ЕГРЮЛ. В момент получения свидетельства в Роспатенте.
Срок функционирования исключительного права До момента ликвидации юр. лица или изменения имени. 10 лет, считая с даты подачи заявки на регистрацию в Роспатент с возможностью продления на 10 лет неограниченное количество раз.
Территория функционирования исключительного права Российская Федерация Российская Федерация
Распоряжение исключительным правом Не допускается. Отчуждение, передача права.

Использование товарного знака в фирменном наименовании

При этом, название фирмы и торговая марка тесно связаны. Зачастую имя компании или ее отдельные элементы регистрируются в качестве торговой марки.

ООО «СЕНКРУС»

ООО «СкайДНС»

ООО «АлеВи»

ООО «Арт-Класс»

ООО «Арт Паула»

АО «ИКМЗ»

Фирменное наименование против товарного знака

Стоит отметить, что согласно статье 1474 ГК РФ нельзя зарегистрировать обозначение в качестве названия фирмы, если уже существует организация, ведущая аналогичную деятельность, с точно таким же или крайне похожим именем.  Аналогичное требование предъявляется в пункте 6 статьи 1483 того же Кодекса и к торговым маркам, которые используются для индивидуализации одинаковой продукции или услуг. Пункт 8 вышеупомянутой статьи также запрещает регистрацию обозначений, которые частью или полностью воспроизводят фирменное наименование компании, появившейся еще до подачи заявки на товарный знак. При этом, в статье 1484 сказано, что никто не вправе использовать зарегистрированную торговую марку без дозволения правообладателя, из этого следует, что и регистрация идентичного названия в качестве наименования фирмы также невозможна.

Регистрация товарного знака и фирменного наименования

Регистрация данных средств индивидуализации также происходит разными путями. Исключительное право на название фирмы возникает вместе с внесением организации в ЕГРЮЛ и дополнительного оформления не требует.

Торговая марка же регистрируется в Роспатенте, процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Убедиться в возможности оформления прав на название и/или логотип. Причины, по котором оформление прав может оказаться невозможным, перечислены в статье 1483 ГК РФ, среди них – указание на вид продукта или услуги, несоответствие нормам морали и гуманности, наличие идентичной или похожей зарегистрированной торговой марки и другие.
  2. Заполнить заявление, указав данные о заявителе и приложив изображение торговой марки, а также список товаров или услуг, для которых она используется. Существует специальная классификация (МКТУ), в которой все возможными позиции распределены по группам, например, музыкальные инструменты сосредоточены в одном классе, продукты питания – в другом, услуги строительства – в третьем и т.д.
  3. Подать заявление в Роспатент лично, почтой или через электронные сервисы.
  4. Оплатить государственную пошлину.
  5. Ожидать результатов экспертизы.
  6. После вынесения решения о выдаче свидетельства оплатить еще одну пошлину и получить свидетельство.

Компания IP-GROUP занимается оформлением прав на торговые марки уже 10 лет, в штате имеются два патентных поверенных по товарным знакам, поэтому клиенты могут безбоязненно довериться в этом вопросе профессионалам своего дела.