![](/images/img/photo-article.png)
Интеллектуальная собственность и бизнес
Все активы предприятия могут быть разделены на материальные активы - такие как здания, оборудование, финансовые активы, и нематериальные - интеллектуальный капитал, ноу-хау, бренды, изобретения и другие нематериальные плоды творческой и инновационной деятельности компании. Традиционно материальные активы несут ответственность за основную часть стоимости компании, и считалось, что в значительной степени определяют конкурентоспособность предприятия на рынке. В последнее время ситуация значительно изменилась. Все чаще, с развитием технического прогресса, революции в области информационных технологий, роста сектора услуг, компании осознают, что нематериальные активы приобретают большую стоимость, чем материальные активы.
Большие склады и фабрики все чаще и чаще заменяются мощным программным обеспечением и инновационными идеями в качестве основного ресурса для растущего дохода у большинства предприятий в мире. И даже в тех секторах, где традиционные методы производства остаются доминирующими, постоянные инновации и бесконечный творческий потенциал становятся ключом к большей конкурентоспособности в жестких условиях конкуренции, будь то внутренние или международные рынки. Поэтому нематериальные активы занимают центральное место и компании должны стремиться к наилучшему использованию их нематериальных активов.
Один из важнейших способов защиты нематериальных активов - это получение юридической защиты объектов интеллектуальной собственности, приобретение исключительных прав. Исключительные права могут быть приобретены на следующие категории нематериальных активов:
- Инновационные продукты и процессы (путем получения патентов на изобретения и полезные модели);
- Культурные, художественные, литературные произведения, программы для компьютерного обеспечения и обработки данных (институт защиты авторских и смежных прав);
- Товарные знаки, коллективные товарные знаки, наименования мест происхождения товаров;
- Творчески проекты, включая текстильный дизайн, промышленный дизайн (с помощью получения прав на промышленные образцы);
- Отличительные средства индивидуализации (главным образом через защиту товарных знаков, элементов фирменного стиля, коллективных товарных знаков, в некоторых случая географические наименования мест происхождения товаров);
- Секреты производства;
- Микросхемы (с помощью предоставления охраны топологиям интегральных микросхем, институт авторского права и смежных прав);
Читайте также
Понятие интеллектуальной собственности;
Регистрация интеллектуальной собственности в России;
Патент на интеллектуальную собственность;
Регистрация интеллектуальной собственности;