Мадридская система регистрации товарных знаков
Система международной регистрации товарных знаков - удобный инструмент подачи межнационального заявления на оформление торговой марки, который позволяет получить охрану в 122 странах мира, которые являются членами Мадридского союза.
Данный инструмент функционирует с 1891 года и координируется Мадридским соглашением о международной регистрации знаков от 1891 года и Протоколом к Мадридскому соглашению от 1989 года. Управляет данной системой Всемирная организация интеллектуальной собственности – ВОИС.
Достоинства системы
В первую очередь в качестве плюса межнациональной системы выделяют ее удобство, которое заключается в том, что для оформления торговой марки в разных государствах нужно оформить всего одну заявку на английском, французском или испанском языках, и единоразово оплатить пошлину.
Отсюда вытекает и второй преимущество – ее экономичность: благодаря подаче всего одного заявления и единоразовой уплаты сборов, а также отсутствия необходимости пользоваться услугами представителями в каждой стране сокращаются время и расходы на ведение делопроизводства.
Во-третьих, отмечают глобальный характер данного инструмента, членами которого являются 122 государства, которые покрывают более 80% мировой торговли.
Процедура оформления товарного знака по Мадридскому соглашению
Оформление торговой марки по международной системе состоит из трех основных этапов: подача заявки, формальная экспертиза и экспертиза по существу.
Подача заявления по данной системе осуществляется на основе базового свидетельства или заявки, то есть перед тем, как заполнить межнациональную заявку, необходимо зарегистрировать торговую марку в России (стране происхождения) или хотя бы подать заявление. Межнациональная заявка направляется в то ведомство, которое выдало базовую регистрацию – для жителей России это Роспатент. В Роспатенте проверяют поданные документы и перенаправляют их в ВОИС.
Формальная экспертиза проводится уже в ВОИС. На этом этапе проверяется соответствие всех материалов установленным требованиям. В случае одобрения заявка вносится в Международный реестр торговых марок по Мадридскому соглашению и Бюллетень ВОИС по межнациональным торговым маркам, а в адрес заявителя направляется свидетельство о Международной регистрации. Однако данный документ еще не определяет объем охраны, поскольку он устанавливается только по результатам экспертизы по существу, которая проводится ведомствами тех государств, где испрашивается оформление торговой марки.
Как уже было сказано, экспертиза обозначения по существу проводится в каждой стране по отдельности в течение 12-18 месяцев. По ее результатам может быть вынесено решение об охране товарного знака или решение об отказе, которое можно оспорить. Решения ведомств записываются в Международном реестре.
Правила оформления международной заявки
Заявление заполняется на бланке по официальной форме ММ2 на английском, французском или испанском языках. Помимо сведений о заявителе заявка также должна содержать:
- изображение торговой марки, идентичное первоначальному свидетельству (заявке);
- список товаров и услуг, для которых испрашивается оформление, в соответствии с Международной классификацией, который не может быть шире перечня, указанного в базовом документе (заявке);
- перечень государств, где испрашивается правовая защита;
- платежный документ, показывающий уплату пошлины за проведение экспертизы.
Пошлины для международной регистрации товарного знака
Для получения правовой охраны по Мадридской системе необходимо оплатить соответствующие сборы:
- Пошлина за оформление межнациональной заявки и ее направление в бюро ВОИС.
- Основная (базовая) пошлина.
- Специальные сборы для некоторых государств.
- Добавочный сбор за классы услуг или товаров свыше 3.
Первая из указанных пошлин перечисляется заявителем на счет Роспатента в российских рублях. Остальные сборы оплачиваются в швейцарских франках и перечисляются ВОИС. Наша компания имеет расчётный счет в швейцарских франках, мы сами оплачиваем пошлину за наших клиентов.
Платежный документ необходимо отправить вместе с заявлением или же в трехмесячный срок с момента получения уведомления о необходимости оплатить пошлину.
Товарный знак после международной регистрации
Право на торговую марку действует в течение 10 лет, по истечении которых его можно продлевать неограниченное количество раз. Для этого необходимо оплатить соответствующую пошлину до дня окончания времени действия торговой марки, но и не ранее трех месяцев до его наступления.
Во время действия регистрации можно также вносить в нее различные изменения, в том числе:
- изменение сведений о правообладателе: имя/наименование, адрес местожительства/местонахождения;
- фиксация перехода права на товарный знак другому лицу;
- усечение зарегистрированного перечня товаров и услуг;
- оформление лицензионных договоров;
- аннулирование свидетельства.
Для внесения изменений необходимо заполнить соответствующую форму заявления и оплатить установленные сборы.
Дополнительные сервисы Мадридской системы
На сайте бюро ВОИС в разделе Мадридская система представлены также электронные сервисы помощи заявителям:
- Глобальная база данных по брендам позволяет осуществлять поиск торговых марок (https://www3.wipo.int/branddb/en/).
- Менеджер товаров и услуг включает в себя список всех товаров и услуг Международной классификации, сформированные по классам, а также позволяет производить поиск необходимых формулировок по всем классам МКТУ (https://webaccess.wipo.int/mgs/index.jsp?lang=en).
- База данных членов Мадридской системы позволяет искать необходимую информацию по странам, являющимся членами участниками соглашения (https://www.wipo.int/madrid/memberprofiles/#/).
- Калькулятор пошлин позволяет рассчитывать размеры сборов для каждого отдельного случая (https://madrid.wipo.int/feecalcapp/).
- Madrid Monitor позволяет отслеживать статус интересующего обозначения в реальном времени (https://www3.wipo.int/madrid/monitor/en/).