Регистрация бренда
В условиях интенсивного развития рынка и ужесточения конкуренции бренд становится неотъемлемой частью предпринимательской деятельности, обеспечивая своему владельцу стабильность, а клиентам уверенность в выборе, ведь узнаваемый бренд гарантирует особое качество предоставляемых товаров или услуг, облегчает потребителям их идентификацию, а также повышает ответственность компании за свою продукцию или сервис. При этом важную роль играет юридическая защита бренда, которая заключается в государственной регистрации товарного знака и других объектов интеллектуальной собственности.
Американская ассоциация маркетинга (American Marketing Association) дает следующее определение бренду – это имя, знак, дизайн или комбинация этого, которые предназначены для индивидуализации и отличия конкурентов товаров и услуг одного производителя, т.е. бренд – это совокупность образа и потребительских качеств товаров или услуг.
Интересно, что слово «бренд» («brand») произошло от древнескандинавского «brandr» («жечь, огонь»), которое обозначало клеймо, которым владелец помечал свой скот. Таким образом, такие тавро можно считать первыми брендами или товарными знаками.
С точки зрения потребительской психологии, бренд может пониматься как некая информация о товарах или услугах, которая сохранилась в памяти покупателя и позволяет ассоциировать эти товары или услуги с конкретными характеристиками. С правовой же точки зрения, под брендом имеется в виду фирменное наименование, коммерческое обозначение или товарный знак (он же торговая марка бренда), которые подлежат правовой защите. Кроме того, отдельные элементы фирменного стиля могут быть защищены в качестве промышленного образца.
Фирменное наименование
Согласно законодательству Российской Федерации, юридические лица ведут свою деятельность под фирменным наименованием, которое представляет собой указание на организационно-правовую форму и само наименование на русском языке. Фирменные наименования вносятся в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица, для них не требуется отдельная регистрация. При этом, оно может быть включено в товарный знак компании, как полностью, так и отдельными элементами.
Коммерческое обозначение
Коммерческие обозначения служат для индивидуализации предприятий, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Такое название может быть использовано на вывесках, упаковках, товарах, в рекламе, в сети «Интернет», на фирменных бланках и т.д. Его не нужно в обязательном порядке регистрировать, вносить в учредительные документы и ЕГРЮЛ, однако оно должно обладать особыми признаками, определяющими его различительную способность, и быть известным и узнаваемым на территории деятельности правообладателя. Однако, стоит отметить, что передача права на коммерческое обозначение российским законодательство предусмотрена только совместно с передачей предприятия. Также право на обозначение может быть аннулировано, если оно непрерывно не использовалось в течение года.
Товарный знак
Знак обслуживания является объектом интеллектуальной собственности, а именно средством индивидуализации товаров, работ или услуг юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Исключительное право на знак обслуживания возникает только в силу его регистрации в Федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности – Роспатенте. После этого он вносится в единый государственный реестр, а его правообладателю выдается свидетельство. В качестве знака обслуживания могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные или комбинированные обозначения, которые не противоречат критериям, перечисленным в статье 1483 ГК РФ.
Промышленный образец
В качестве промышленного образца охраняется внешний вид какого-либо изделия, которое должно быть новым и оригинальным. Патент можно получить, например, на упаковку товара, этикетку, вывески, фасады и витрины магазинов, сувенирную продукцию, различные декоративные элементы и прочие элементы фирменного стиля.
Регистрация бренда
Исходя из всего вышесказанного, зарегистрировать название бренда и логотипа в России можно в качестве товарного знака, а также можно получить патент на промышленный образец на отдельные элементы фирменного стиля.
Регистрация товарного знака
В первую очередь, нужно подобрать соответствующие деятельности компании заявителя классы Международной классификации товаров и услуг (далее – МКТУ), в отношении которых впоследствии будет использоваться бренд.
Далее следует оценить обозначение на непротиворечие требованиям законодательства, а также провести проверку на наличие препятствий со стороны уже зарегистрированных товарных знаков и ранее поданных заявок, причем проверять нужно только по необходимым классам МКТУ, так как товарные знаки, относящиеся к разным сферам деятельности, друг другу мешать не будут. Такие проверки позволят оценить вероятность получения свидетельства и уберегут от напрасной траты финансовых средств и времени.
После анализа обозначения на возможность регистрации, если никаких препятствий не выявлено, можно готовить пакет заявочных материалов, состоящий из заявления с основными сведениями о заявителе, изображения товарного знака и выбранного перечня товаров и услуг в соответствии с МКТУ.
Заявку можно подать в Роспатент либо на бумаге, либо с помощью электронных сервисов, например, портал Госуслуги или АРМ Регистратор. Кроме того, необходимо оплатить государственную пошлину за прием заявки и проведение экспертизы и уведомить об оплате Роспатент, отправив туда копию платежного документа.
По факту поступления документов начинается:
- формальная экспертиза заявки, в ходе которой проверяется наличие всех необходимых материалов заявки и правильность их заполнения;
- экспертиза обозначения, направленная на проверку заявленного перечня товаров и услуг и самого заявленного обозначения на соответствие критериям, установленным Законодательством РФ, а также тождество и сходство с существующими товарными знаками.
При отсутствии оснований для отказа экспертиза выносит решение о его регистрации. Если же какие-то из требований нарушены, у заявителя есть возможность исправить недочеты, представить ответ с доводами в свою защиту, после чего эксперт выносит окончательное решение.
После вынесения положительного решения заявителю необходимо оплатить еще одну государственную пошлину за регистрацию и выдачу свидетельства, и свидетельство направляется в адрес заявителя.
Регистрация промышленного образца
Регистрация промышленного образца также производится в Роспатенте, в результате которой правообладатель получает на руки патент. Чтобы патентование прошло успешно, прежде, чем подавать документы, необходимо убедиться, что Ваше художественно-конструкторское решение соответствует критериям «новизна» и «оригинальность». Оригинальным промышленный образец считается, если его отличительные признаки созданы творческим трудом, являются качественно новыми и неповторимыми. Для того, чтобы проверить внешний вид изделия на новизну, проводят патентный поиск по промышленным образцам, как по российским, так и по зарубежным.
Пакет документов на регистрацию промышленного образца включает следующие заявочные материалы:
- Заявление, включающее сведения о заявителях и авторах;
- Описание заявляемого художественно-конструкторского решения, в котором приводятся аналоги и прототипы промышленного образца и перечень его отличительных признаков;
- Перечень иллюстраций, которые дают наиболее полное представление о заявленном решении.
В заявке на промышленный образец заявителем может выступать как юридическое, так и физическое лицо, кроме того, количество заявителей не ограничивается. Также необходимо указать авторов промышленного образца – человека или людей, чьим творческим трудом создано заявленное решение. Авторами являются только физические лица. Кроме того, одна заявка может содержать несколько промышленных образцов, если они объединены единым творческим замыслом.
Заявка подается также либо на бумажном носителе, либо электронно. Для начала экспертизы необходимо оплатить пошлины за подачу заявки и проведение экспертизы по существу. После вынесения решения о выдаче патента оплачиваются пошлины за регистрацию промышленного образца и выдачу патента на него, а также за 5 лет действия патента. Действие патента необходимо поддерживать раз в пять лет, но общий срок действия не может превышать 25 лет.
Стоимость регистрации бренда в России
Наши услуги |
|
Подготовка комплекта документов, необходимых для подачи заявки на товарный знак в ФИПС |
29900 руб. |
Государственные пошлины |
|
Регистрация заявки на регистрацию товарного знака |
4000 + 1000 руб. за каждый класс МКТУ свыше 1 |
Проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, и принятие решения по ее результатам |
13000 + 2500 руб. за каждый класс МКТУ свыше 1 |
Регистрация товарного знака и выдача свидетельства |
18000 + 1000 руб. за каждый класс МКТУ свыше 5 |
Промышленный образец
Наши услуги |
|
Патентный поиск |
20000 руб. |
Подготовка заявочной документации |
40000 руб. |