Регистрация торговой марки в России
Товарный знак (знак обслуживания) является объектом интеллектуальной собственности, а именно средством индивидуализации товаров, услуг и работ юридических лиц. И так же, как и в ситуации с другими объектами интеллектуальной собственности, все отношения, возникающие по отношению к товарному знаку, в Российской Федерации регламентируются Четвертой частью Гражданского Кодекса.

Основные положения
Согласно ГК РФ, торговые марки и знаки обслуживания признается исключительное право, обладателем которого может быть только юр. лицо или физлицо, зарегистрированное в качестве ИП. Право на товарный знак возникает в силу его государственной регистрации в органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а именно Роспатенте. Подтверждением этого служит свидетельство. Исключительное право на него действует на территории всей Российской Федерации. Возможны любые варианты его исполнения, например, обозначение может быть словесным, изобразительным, объемным, звуковым, голографическим и т.д. и может быть выполнено в любой цветовой гамме. Однако не любое обозначение может быть зарегистрировано. Так, статья 1483 устанавливает некоторые ограничения, среди них:
- тождество или сходство обозначения с уже зарегистрированными торговыми марками или более ранними заявками;
- наличие общепринятых символов и терминов;
- несоответствие общественным интересам, а также моральной этики и принципам гуманности.
Правообладатель может использовать марку любым способом, например, использовать его на этикетках товаров, документации, вывесках, в рекламе, Интернете и т.д., а также распоряжаться исключительным правом. При этом никто больше не сможет такое же или сходное обозначение для индивидуализации однородных товаров и услуг во избежание смешения и введения потребителя в заблуждение. Распоряжение исключительным правом может быть осуществлено следующими способами:
- с помощью договора отчуждения, по которому правообладатель передает свое право другому лицу в полном объеме или в отношении части товаров и услуг на территории всей Российской Федерации;
- с помощью лицензионного договора, по которому правообладатель предоставляет другому лицу право использовать торговой марки в определенных соглашением пределах.
- с помощью договора коммерческой концессии, где вместе с правом на его использование передается комплекс иных прав.
Исключительное право действует 10 лет с возможностью неограниченного продления, однако при неиспользовании зарегистрированного обозначения в течение трех лет правовая охрана может быть прекращена по обращению заинтересованного лица.
Государственная регистрация торговой марки
В Роспатент подается заявка, включающая заявление, подлежащее регистрации обозначение, описание, перечень товаров и услуг, в отношении которых испрашивается регистрация. По дате поступления всех материалов заявки устанавливается дата приоритета товарного знака – дата, с которой будет отсчитываться действие исключительного права. После уплаты государственной пошлины проводится формальная экспертиза, проверяющая наличие требуемых документов и их соответствие установленным требованиям, и экспертиза заявленного обозначения, устанавливающая соответствие обозначения требованиям законодательства, указанным в статье 1483. По результатам этой проверки выносится решение о регистрации или об отказе. На основании решения о регистрации после уплаты госпошлины объект регистрируется Роспатентом, сведения о нем вносятся в Государственный реестр знаков обслуживания, правообладателю выдается свидетельство.
Защита торговой марки
Как уже было сказано, никто не в праве использовать торговую марку без согласия правообладателя. Товары, на которых незаконно было размещено зарегистрированное обозначение, признаются контрафактными, а правообладатель имеет право требовать изъятия из оборота и уничтожения этой продукции, а также выплаты компенсации от нарушителя.
Смотрите информацию о регистрации товарного знака.