Регистрация торговой марки в России
Товарный знак (знак обслуживания) является объектом интеллектуальной собственности, а именно средством индивидуализации товаров, услуг и работ юридических лиц. И так же, как и в ситуации с другими объектами интеллектуальной собственности, все отношения, возникающие по отношению к товарному знаку, в Российской Федерации регламентируются Четвертой частью Гражданского Кодекса.
Основные положения
Согласно ГК РФ, на торговые марки и знаки обслуживания признается исключительное право, обладателем которого может быть юридическое или физическое лицо. Право на товарный знак возникает после его государственной регистрации в органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а именно Роспатенте. Подтверждением этого служит свидетельство. Исключительное право на него действует на территории всей Российской Федерации. Возможны любые варианты исполнения товарного знака, например, обозначение может быть словесным, изобразительным, объемным, звуковым, голографическим и т.д. и может быть выполнено в любой цветовой гамме. Однако не любое обозначение может быть зарегистрировано. Так, статья 1483 устанавливает некоторые ограничения, среди них:
- тождество или сходство обозначения с уже зарегистрированными торговыми марками или более ранними заявками;
- наличие общепринятых символов и терминов;
- несоответствие общественным интересам, а также морали и принципам гуманности.
Правообладатель может использовать марку любым способом, например, использовать его на этикетках товаров, документации, вывесках, в рекламе, Интернете и т.д., а также распоряжаться исключительным правом. При этом никто больше не сможет такое же или сходное обозначение для индивидуализации однородных товаров и услуг во избежание смешения и введения потребителя в заблуждение. Распоряжение исключительным правом может быть осуществлено следующими способами:
- с помощью договора отчуждения, по которому правообладатель передает свое право другому лицу в полном объеме или в отношении части товаров и услуг на территории всей Российской Федерации;
- с помощью лицензионного договора, по которому правообладатель предоставляет другому лицу право использовать торговой марки в определенных соглашением пределах.
- с помощью договора коммерческой концессии, где вместе с правом на его использование передается комплекс иных прав.
Исключительное право действует 10 лет с возможностью неограниченного продления, однако при неиспользовании зарегистрированного обозначения в течение трех лет правовая охрана может быть прекращена по обращению заинтересованного лица.
Государственная регистрация торговой марки
В Роспатент подается заявка, включающая заявление, подлежащее регистрации обозначение, описание, перечень товаров и услуг, в отношении которых испрашивается регистрация. По дате поступления всех материалов заявки устанавливается дата приоритета товарного знака – дата, с которой будет отсчитываться действие исключительного права. После уплаты государственной пошлины проводится формальная экспертиза, проверяющая наличие требуемых документов и их соответствие установленным требованиям, и экспертиза заявленного обозначения, устанавливающая соответствие обозначения требованиям законодательства, указанным в статье 1483. По результатам этой проверки выносится решение о регистрации или об отказе. На основании решения о регистрации после уплаты госпошлины объект регистрируется Роспатентом, сведения о нем вносятся в Государственный реестр знаков обслуживания, правообладателю выдается свидетельство.
Защита торговой марки
Как уже было сказано, никто не в праве использовать торговую марку без согласия правообладателя. Товары, на которых незаконно было размещено зарегистрированное обозначение, признаются контрафактными, а правообладатель имеет право требовать изъятия из оборота и уничтожения этой продукции, а также выплаты компенсации от нарушителя.
Смотрите информацию о регистрации товарного знака.