Запатентовать товарный знак
Товарный знак является неотъемлемой частью индивидуализации продукции или услуг конкретного юридического лица или ИП. Именно на него в первую очередь обращает свое внимание потребитель, связывая тот или иной товар с определенным производителем и, следовательно, с определенными характеристиками и качеством этого товара. Случается, что, если продукция одной организации пользуется популярностью и успешна на рынке, недобросовестные конкуренты с помощью использования тождественного или сходного обозначения на своих товарах «наживаются» на чужом успехе. Во избежание таких ситуаций необходимо зарегистрировать товарный знак.
Патент или свидетельство?
Существует расхожее заблуждение, что торговую марку можно запатентовать, т.е. получить на нее патент. Однако патент – это охранный документ, который выдается на результаты интеллектуальной деятельности, которые относятся к научно-технической сфере или сфере дизайна, а именно на изобретения, патенты и промышленные образцы. В случае с товарным знаком, правообладатель получает свидетельство, а процесс «патентования» товарного знака правильнее называть регистрацией.
Что необходимо для регистрации?
Для регистрации необходимо само обозначение. Чаще всего встречаются словесные, изобразительные или комбинированные обозначения. Кроме этих трех основных разновидностей существует и множество других, например, звуковые, голографические и т.д. Перед тем, как подавать обозначение на регистрацию, стоит убедиться, что оно не противоречит следующим критериям, которые могут привести к отказу в государственной регистрации:
Обозначение не является тождественным или сходным до степени смешения с уже зарегистрированным товарным знаком или с заявкой на товарный знак, поданной ранее, а также с наименованием места происхождения товара.
- Обозначение не вводит потребителя в заблуждение относительно товара/услуги или его производителя.
- Обозначение не противоречит нормам морали и гуманности.
- Обозначение не является общепринятым или вошедшим во всеобщее употребление.
- Обозначение не характеризует товары или услуги, т.е. не указывает на их вид, количественные или качественные характеристики и т.д.
После того, как установлено, что препятствия для регистрации отсутствуют, готовится пакет документов, включающий заявление, само обозначение, его описание и перечень товаров и услуг в соответствии с МКТУ (международной классификацией), в отношении которых будет использоваться товарный знак. Кроме того, необходимо уплатить соответствующую государственную пошлину и приложить к заявке документ, подтверждающий оплату. Стоит отметить, что товарный знак может быть зарегистрирован только на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя. Готовый пакет заявочных материалов лично, электронно или посредством почты направляется в Роспатент, который и осуществляет государственную регистрацию.
Как проходит регистрация?
После поступления документов заявки в Роспатент начинается формальная экспертиза, которая устанавливает наличие и правильность заполнения всех материалов. Затем, после вынесения положительного решения проводится экспертиза заявленного обозначения, в ходе которой проверяется соответствие требованиям, перечисленным выше. Если эксперт обнаружит препятствие, он предоставит заявителю возможность привести доводы в свою пользу. По результатам данной экспертизы выносится решение либо о регистрации, либо об отказе. При благополучном стечении обстоятельств после оплаты еще одной государственной пошлины обозначение вносится в государственный реестр товарных знаков и в адрес заявителя направляется свидетельство.